Воронцова (1782-1856), по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789—1879). Внешне здание напоминает английские замки, при этом сохраняя архитектурные элементы различных эпох: чем далее от ворот, тем стиль построек более поздний. Легко угадываются в силуэте Алупкинского дворца и восточные мотивы: дымовые трубы, напоминающие минареты мечети, оформление Южного входа с надписью на арабском языке, гласящей: «И нет Бога кроме Аллаха».
Незабываемое впечатления у посетителей Воронцовского дворца оставляет прогулка по территории роскошного парка, устройством и разбивкой которого руководил немец Карл Кебах. Парк задуман как амфитеатр из двух частей: Верхней и Нижней, разделенными Прибрежным шоссе. Отличительной особенностью дворцового парка является его естественность, дополняющая природные ландшафты, а не искажающая их. Каменные хаосы, Форельное, Зеркальное и Лебединое озера, Лунный камень и многочисленные поляны с живописными названиями хорошо запоминаются и остаются в памяти посетителей. Пользуются популярностью и элементы Нижнего парка, исполненного в духе Ренессанса: Фонтан слез, источники «Кошкин глаз», «Чайный домик» и скала И. К. Айвазовского. Особый интерес и внимание привлекают статуи львов из каррарского мрамора, вышедшие из мастерской знаменитого итальянского скульптора Джованни Боннани.
Семья Воронцовых владела дворцом в Алупке вплоть до Октябрьской революции, после которой сооружение вместе с парком было национализировано, чтобы в 1921 году открыть здесь музей. Во время Великой отечественной войны экспонаты музея не были эвакуированы, а само здание дворца едва не было разрушено. 537 произведений искусства были вывезены в Германию и большая част из них так и не возвращена музею. В настоящее время, во дворце собрано более 11 тыс. экспонатов, а наибольшую ценность среди них представляют произведения живописи русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI - XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в «черной манере», гарнитуры мебели, изготовленные русскими крепостными и английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы французского бронзовщика Томира и русских фирм.
Во время Ялтинской конференции глав трех союзных держав — СССР, США и Великобритании с 4 по 11 февраля 1945 года, в Воронцовском дворце располагалась английская делегация, во главе с Уинстоном Черчиллем.
В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь начал работать музей.
Как и многие другие крымские здания, Воронцовский дворец неоднократно становился площадкой для съемок фильмов: «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Сафо» - далеко не полный перечень хорошо известных картин отечественного производства, действие которых разворачивается на территории дворцово- паркового ансамбля в Алупке.